Феномен "тендерменов" в Казахстане: как компании-беспрофильники заполонили госзакупки
Во многих регионах, особенно в сфере туризма, странностей не обнаружили. Разве что в Шымкенте... В итоге именно этот шымкентский контракт привел к целой сети людей, которых принято называть тендерменами.
Конкурс, на который СМИ обратили внимание, — это «Услуги по организации участия делегации города Шымкента в официальном мероприятии "Открытие года казахстанского туризма в Китае" в городе Пекине, Китайская Народная Республика». Он состоялся в марте 2024 года, а общая итоговая сумма договора составила почти 3,4 миллиона тенге.
Победителем этого конкурса стало некое ТОО «LLC AA GROUP». Эта компания оказалась из той же категории «многостаночников», что и фирмы, занимающиеся курсами гидов в Алматы и курсами по фасилитации в Астане. LLC AA GROUP участвовала во множестве конкурсов в самых разных регионах и по самым разным направлениям. Однако у этой фирмы странностей оказалось еще больше.
Согласно протоколу от 19 марта 2023 года, на вышеназванный конкурс заявились только две компании: та самая LLC AA GROUP и ТОО «MyCar» (сейчас под этим же БИН значится компания ABT Sale).
Если изучить другие торги, где участвовала LLC AA GROUP, то практически везде её спутником будет MyCar. В некоторых случаях они участвуют вдвоём, в некоторых, кроме них, были и другие игроки. Но если победителем оказывалось LLC AA GROUP, то чаще всего потенциальным подрядчиком выбирали MyCar. Позже «напарник» у LLC AA GROUP поменялся. В конкурсах второе место стала занимать некая Эльвира Маратовна Испанова, которая числится руководителем ТОО «Тендер профи». При этом у MyCar после переименования в ABT Sale тоже сменился «напарник». Им стало некое ТОО «Caplan and Gold».
Если отследить по хронологии, то смена «напарников» по тендерам происходит после попадания одного из юрлиц в список недобросовестных подрядчиков и ареста счетов. Например, три из четырёх вышеназванных ТОО в этом списке присутствуют, и счета у них тоже арестованы. Пока в нём нет только «Тендер профи», датой регистрации которого значится июнь 2024 года.
Вообще, изучив эти компании, можно найти у них много общего.
Во-первых, кроме действия парами, у некоторых из юрлиц один и тот же руководитель. Например, некий уроженец Мангистауской области Самат Аманкос, который числился учредителем LLC AA GROUP, теперь числится руководителем другой компании-тендермена Pump Engineering Co LTD.
Во-вторых, ни у одной из этих компаний нет какого-либо конкретного профиля. Если посмотреть конкурсы, в которых они участвовали, то это не только туризм, но и ремонтные работы, поставка запчастей и медоборудования, установка программного обеспечения и прочее, и прочее. При этом у всех них есть лицензия только на один вид деятельности — «Уведомление о начале или прекращении деятельности по розничной реализации медицинских изделий».
Во-третьих, количество конкурсов, в которых участвовали эти ТОО, исчисляется тысячами. Вот такие сведения были получены получили из открытых источников:
LLC AA GROUP — 5274 конкурса;
Pump Engineering Co LTD — 5205 конкурсов;
ABT Sale (MyCar) — 4422 конкурса;
Caplan and Gold — 4413 конкурсов;
«Тендер профи» — 5574 конкурса.
Но это не единственные ТОО, на пересечение которых стоит обратить внимание. Рекордсменом среди обнаруженных нами тендерменов стало некое ТОО «Si Edu», которое участвовало в 7819 конкурсах!
И в каждом случае это за несколько месяцев 2024 года. Потому что все вышеназванные юрлица были зарегистрированы в период с января по июнь 2024-го. Например, «Тендер профи» заявилась на 5,5 тысячи конкурсов всего за три месяца, а Si Edu — на 7,8 тысячи меньше чем за полгода.
Журналисты попробовали лично поинтересоваться у представителей компаний, как можно с такой скоростью заявляться на торги. К сожалению, большинство телефонов, указанных в открытых источниках в качестве контактов, оказались нерабочими. Ответил только человек, значащийся учредителем и руководителем ABT Sale Бакытжан Токенов. Правда, по его словам, он ABT Sale не руководит. По номеру, который он дал, ответила некая девушка, которая тоже не смогла объяснить принцип работы этой компании.
Вообще регистрация юридического адреса в квартирах жилых домов и контакты, указанные с ошибками, — это ещё один из признаков той группы компаний-тендерменов, которую изучила Orda.kz. Например, у некоторых из них в качестве телефона указана электронная почта. А у того самого рекордсмена Si Edu вообще в качестве телефонного номера стоит просто цифра 8.
Но всё-таки из тысяч конкурсов тендермены выигрывают далеко не все. Хотя часто счёт тоже идёт на сотни и тысячи. Однако победа такой компании в конкурсе вовсе не означает, что она действительно будет выполнять требования, прописанные при объявлении торгов, исполнит договор или вообще заключит его. Согласно анализу, который провела Orda.kz на сайте госзакупок, картина получается такая:
ABT Sale — 43 договора исполнено, 23 действует, 250 не заключено, 740 расторгнуты в одностороннем порядке;
Caplan and Gold — 43 исполнено, 20 действуют, 481 не заключено, 673 расторгнуты в одностороннем порядке;
LLC AA Group — 0 исполнено, 0 действуют, 1105 не заключены, 2 расторгнуты в одностороннем порядке;
Pump Engineering Co LTD — 0 исполнено, 1 действует, 1069 не заключены, 1 расторгнут в одностороннем порядке;
«Тендер профи» — 8 исполнено, 579 действуют, 52 не заключены, 0 расторгнуты в одностороннем порядке.
Как видим, больше всего действующих контрактов у того из юрлиц, что было зарегистрировано позже всего. Нельзя исключать варианта, что их постигнет та же участь, что 673 контракта, которые расторгло Caplan and Gold.
Среди тех договоров, конкурсы по которым были разыграны, но в итоге так и не исполнены, есть, например, ремонт санузлов и раздевалок в школе Павлодара за 5,8 миллиона тенге; ремонт в Наурзумской районной больнице Костанайской области на 4,1 миллиона и даже текущий ремонт линий связи «Казаэронавигации» на 4,2 миллиона. Из чего можно сделать вывод, что всё это либо не было сделано, либо сделано другими компаниями и с задержкой.
Но для чего тогда вообще участвовать в торгах, если нет цели заключить контракты, а, как следствие, и получить деньги за них?
Журналист Orda.kz задал этот вопрос общественнику из Уральска, бывшему руководителю западноказахстанского филиала организации «Әділдік жолы» Бауыржану Заки. Он, обсудив эту тему с другими экспертами по госзакупкам, выдал три варианта.
Вариант первый:
«Чтобы придать конкурсу видимость конкуренции. Например, может участвовать даже реально работающая фирма, но на конкурс заходит вот такое ТОО, чтобы конкурс состоялся. Вполне возможно, что фирма, которая занимает второе место, аффилирована с победителем».
Вариант второй:
«Атака на заказчиков. Например, мог быть конфликт между заказчиком и людьми, которые стоят за этими ТОО. И это будет своего рода месть госорганизации, которая объявила конкурс. Допустим, был конфликт с каким-то акимом района, и теперь на торги этого акимата отправляют много-много ТОО по всем тендерам, они пишут жалобы, подают апелляции. Устраивают, можно сказать, спланированную неразбериху. Это делается, чтобы "сломать" торги».
Вариант третий:
«Чтобы наработать резюме таким ТОО. В этом году они набираются определённого опыта. А со следующего года уже начнут работать, по-настоящему заключая договора. Правда, выполнять работы они всё равно, скорее всего, не будут. Для выполнения договора они нанимают субподрядчиков, с которых потом и спрос».
А что думают по этому поводу те, кто тоже участвует в подобных конкурсах, при этом имея реальные ресурсы? В целом СМИ уже писали об их мнении как раз-таки в материалах, посвящённых тендерменам в туризме. Если очень коротко — они возмущены.
Но туристическая отрасль всё-таки относительно узкая, и там есть шанс распознать «многостаночника», подать на него жалобу и получить шанс переиграть тендер. А вот, например, в такой отрасли, как полиграфия, масштабы гораздо больше. Вышеперечисленные ТОО тоже участвовали в конкурсах по печати. Например, LLC AA Group весной этого года участвовало в торгах на изготовление стендов и табличек в одной из воинских частей Нацгвардии. И выиграла их. Хотя среди участников тендера были и профильные организации. Например, ТОО «Ролл Принт», с руководителем которого Бексултаном Аттакуровым журналисты и поговорили.
По его словам, он только от журналистов узнал, что в том самом конкурсе выиграла компания-тендермен.
«У нас очень большая конкуренция в отрасли, и проводится очень много конкурсов. Поэтому у меня просто нет времени провести анализ конкурентов, чтобы изучить каждую компанию, чем она занимается. Мы действуем так: выиграли — ок, выполняем договор, нет — участвуем в другом тендере».
На вопрос, могут ли компании-тендермены пользоваться тем, что профильные организации не успевают изучить информацию о конкурентах, Бексултан ответил, что такое вполне может быть.
Указал он и на ещё один момент:
«В технической спецификации заказа часто преувеличивают требования до такой степени, что они превышают даже себестоимость. Поэтому можно предположить, что есть какой-то сговор».
Но, к сожалению, как заявил нам ещё в прошлый раз руководитель одной из компаний-тендерменов, участвовать в сотнях, а то и тысячах конкурсов закон им не запрещает. Другое дело, что вопросов к таким ТОО не возникает у конкурсных комиссий. Интересно, почему?
P.s.
Уже после выхода материала в редакцию Orda.kz обратились представители занимающиеся производством шпагата и участвующие в конкурсе по его приобретению от Северо-Казахстанской сельскохозяйственная опытной станции. Итоги его стал известны сегодня.
В тендере участвовали 12 компаний, но победителями в итоге оказалось ТОО... LLC AA Grop. Второе место заняло ТОО «Тендер Профи».
«Наш продукт отвечает всем заявленным характеристикам в лоте. Уже не единожды было, когда неизвестные юридические лица и ИП выталкивают нас ценообразованием. Как нам держаться на рынке госзакупок, как отечественному производителю, когда в лотах участвуют все, кому не лень?», — задаются вопросом обратившиеся к нам предприниматели.
К сожалению, пока это вопрос риторический.
Читайте більше новин по темі:
Распечатать